Развитие профессиональных сообществ как один из основных элементов государственно-частного партнерства при развитии транспортной системы России
25 декабря 2015
Развитие транспортной системы является важнейшим фактором обеспечения экономического и социального развития страны в целом и отдельных ее регионов в частности.
Для успешной реализации данной задачи необходимо провести не только модернизацию и строительство магистральных путей сообщения, но и обеспечить формирование и развитие транспортных узлов, оснащенных объектами, организующими обслуживание потребностей населения и предприятий в перевозках на территории региона, а порой и целого экономического района.
Решение данных вопросов лежит, в том числе, в сфере внедрения новых логистических технологий; современных схем доставки грузов, в том числе по принципам «от двери до двери» и «точно в срок»; обновления парка подвижного состава; развития высокотехнологичных складских и логистических комплексов.
Эти задачи реализуются в условиях современной России как за счет государства и государственных структур, так и за счет частных транспортных, экспедиторских и логистических компаний, в том числе представляющих средний и мелкий бизнес. Более того, если взять сферу доставки грузов, логистики то здесь основными хозяйствующими субъектами, реализующими данные направления развития, являются частные компании, экспедиторы, операторы.
В Транспортной стратегии России до 2030 года перевозочная деятельность, экспедирование грузов, транспортная логистика рассматривается как бизнес, и соответственно государство не планирует выделять бюджетные средства на его развитие. Для достижения этих логистических задач не предусматривается прямое государственное финансирование, но в тоже время конечный результат – ускорение товародвижения, сокращение суммарных транспортных издержек – весьма важен для государства.
Транспортная стратегия Российской Федерации в качестве одного из действенных механизмов реализации обозначенных задач предлагает реализацию механизмов государственно-частного партнерства. В этом случае модернизация и развитие логистических объектов, подвижного состава, внедрение новых схем и методов перевозок осуществляется частными компаниями, а государство на федеральном и региональном уровне создает условия для этого процесса, оказывает меры государственной поддержки, обеспечивает сокращение времени на разрешительные процедуры.
Вопрос реализации механизмов государственно-частного партнерства является очень актуальным, и очень острым одновременно. С одной стороны без такого партнерства реализация многих проектов в транспортной сфере не возможна, с другой стороны часто нет взаимопонимания с обоих сторон – бизнеса и власти, нет понимания самих механизмов реализации государственно-частного партнерства.
Одним из действенных механизмов такого взаимопонимания и государственно-частного партнерства в целом, может быть формирование профессиональных сообществ. Данные сообщества – союзы, ассоциации могут распространять свою деятельность, как на всю территорию Российской Федерации, так и на отдельные экономические районы – Поволжье, Урал, Сибирь и так далее. Процесс их развития идет достаточно активно.
В настоящее время в Новосибирске создан «Союз транспортников, экспедиторов и логистов Сибири». В состав Союза вошли транспортные компании железнодорожного, автомобильного, авиационного, речного транспорта; компании, оперирующие собственным подвижным составом; экспедиторские компании; компании являющиеся операторами складских и терминальных комплексов; компании занимающиеся мультимодальными перевозками и выстраивающие всю логистическую цепочку «от двери до двери».
Одной из задач государственно-частного партнерства Союз видит в формировании общей (власти и бизнеса) идеологии, общих планов развития транспортного и логистического комплексов. Это позволяет государственным структурам разрабатывать планы стратегического развития отрасли, опираясь на потребности транспортных, экспедиторских и логистических кампаний, делать свои планы более четкими, наполненными конкретным содержанием, конкретными проектами. В свою очередь частным компаниям это позволяет реализовывать свои проекты с учетом задач развития всего транспортно-логистического комплекса в целом, сделать их бизнес более стабильным, ориентированным на долгосрочные перспективы и дает возможность получить предусмотренные законодательством меры государственной поддержки.
Члены Союза уже имеют достаточный опыт реализации проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства, в частности при создании грузового интермодального терминала в аэропорту Толмачево – строительство за свои средства осуществляло ООО «Международный аэропорт Новосибирск»; развитие аэродромной инфраструктуры, в том числе строительство второй взлетно-посадочной полосы шло за счет федеральных средств; строительство новой скоростной магистрали из аэропорта в Новосибирск – за счет областного бюджета, также за счет региональным правительством были предоставлены налоговые льготы, преференции и субсидирование части процентных ставок по привлекаемым кредитам.
Важной задачей для обеспечения снижения совокупных транспортных издержек, внедрения новых транспортных технологий, является развитие логистических терминалов, которое может наиболее эффективно вестись в рамках государственно-частного партнерства. В этом случае инвестор реализует транспортно-логистический проект; государство на федеральном и региональном уровне оказывает меры государственной поддержки, в том числе обеспечивает развитие соответствующей железнодорожной и автодорожной инфраструктуры.
Разработка стратегии развития транспортно-логистического комплекса, конкретных проектов и программ, выработка действенных механизмов государственно-частного партнерства, определение «зон» ответственности при реализации того или иного проекта, как раз и может вести в рамках сформированного профессионального сообщества.
«Союз транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» является площадкой для объединения интересов государства и бизнеса, выработки конкретных решений в транспортной и логистической сфере.
Назад