Союз транспортников, 
экспедиторов и 
логистов Сибири

+7 (383) 201-42-60

Концепция взаимодействия транспортно-логистических узлов России с Новосибирским транспортным узлом

18 декабря 2015



Одной из важных задач по модернизации транспортной системы России является проблема обеспечения скоординированной работы всех видов транспорта. Задачи комплексного развития всех видов транспорта, транспортной, складской, терминальной инфраструктуры, таможни, системы страхования грузов и их информационного сопровождения, и взаимной увязки всех этих компонентов для скоординированной работы, и можно было бы наиболее эффективно решить в рамках транспортно-логистических узлов (мультимодальных транспортных узлов). Транспортно-логистические узлы способны обеспечить работу транспорта по требованиям соответствующим мировым стандартам, а это означает привлечение дополнительных грузов, увеличение бюджетных поступлений, позиционирование России в мире как крупной транспортной державы.

На территории Российской Федерации можно выделить несколько крупных транспортных центров, которые уже начинают активно развиваться как транспортно-логистический узлы. Мы полагаем необходимым говорить именно о системе транспортно-логистических узлов на территории России, поскольку как бы не была важна роль того или иного транспортно-логистического узла, наибольшую эффективность можно получить только от системных скоординированных действий всех крупнейших транспортных центров России.

Рассматривая систему транспортно-логистических узлов на территории России можно выделить два типа таких узлов. Первые, наиболее крупные узлы - узлы федерального уровня, зона их влияния распространяются на крупные экономические районы - Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Юг России, Северо-Запад России. В настоящее время на территории Российской Федерации сформировались и продолжают развиваться несколько транспортно-логистических узлов федерального уровня: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород (Самара), Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток. В определенной мере можно говорить о том, что данные узлы в значительной степени соответствуют семи федеральным округам. Второй уровень транспортно-логистических узлов - узлы регионального значения, зона их влияния - один, два, три субъекта Российской Федерации в зависимости от территории, объемов пассажиропотоков и грузопотоков.

Таким образом, на территории Российской Федерации выстраивается стройная система транспортно-логистических узлов федерального значения, связанных как друг с другом, так и с региональными транспортно-логистическими узлами. Такая система транспортно-логистических узлов позволяет осуществлять быструю и качественную доставку грузов по всей территории России, в том числе по технологии «от двери до двери» и «точно в срок», обеспечивать прохождение транзитных грузов, в том числе контейнеров, в необходимые сроки и в соответствии с мировыми требованиями по качеству доставки и сохранности грузов.

Как пример необходимости развития транспортно-логистических узлов можно привести следующие факты. В последние годы Россией предпринимается ряд мер по развитию российских портов на Балтике. Эта задача является очень важной для страны и носит не только транспортное, но геополитическое значение. Произошел рост грузоперевозок в Санкт-Петербургском (включая Ленинградскую область) и Калининградском транспортных узлах. Однако отсутствие четкой координации между портовиками и железнодорожниками, неразвитость транспортной инфраструктуры в определенные моменты приводили к тому, что в Санкт-Петербурге вагоны с грузами простаивали по нескольку недель в ожидании разгрузки. Составы, следующие в порт, приходилось останавливать даже на соседних дорогах. Для недопущения такой ситуации начинает применяться системный подход, включающий не только развитие необходимой инфраструктуры, но и отслеживание всего пути грузопотока. Определенная часть грузов, поступающих в Санкт-Петербургский и Калининградский портовые комплексы, формируется или проходит через Новосибирск. В частности, Усть-Лужский порт ориентирован на перевалку кузбасского угля. Порты Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей призваны быть звеном коридора «Восток-Запад», включающего в себя и Транссибирскую магистраль, то есть грузы, опять-таки будут проходить через Новосибирск и перераспределяться здесь.

 

Развитию в Новосибирске транспортно-логистического узла способствует ряд факторов:     

Уникальное геополитическое положение Новосибирска, который находится в центре России, где сходятся многие транспортные пути.     

Новосибирск является опорным пунктом товаропроводящей системы, способной в оперативном режиме (8-10 часов хода автомобильного транспорта) обслужить десятки городов Сибири, Алтая, Казахстана и Средней Азии. В зону влияния Новосибирского транспортного узла попадает 12 – 14 миллионов человек.

Новосибирск – центр Сибирского федерального округа, включающего в себя 14 субъектов Российской Федерации.

В Новосибирске зарегистрированы около 45 представительств иностранных фирм из Германии, США, Великобритании, Франции, Австрии, Китая и других стран. В городе действуют около 270 совместных предприятий. Если рассмотреть структуру международных автомобильных перевозок, то наиболее развиты связи с Китаем, Монголией, Польшей, ФРГ, Австрией, Францией, Бельгией.

Новосибирск естественно вписывается в систему международных транспортных коридоров, действующих и перспективных: Москва - Новосибирск - Владивосток (Транссиб - ж/д и авто); Санкт-Петербург - Новосибирск (ж/д и авто); Калининград - Смоленск - Москва - Новосибирск (9-й международный европейский транспортный коридор + Транссиб - ж/д, авто и авиа); Берлин - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург - Новосибирск (2-й международный европейский транспортный коридор + Транссиб - ж/д, авто и авиа); Новосибирск - Средняя Азия (ж/д и авто); Новосибирск - граница КНР на участке Республики Горный Алтай (авто); Новосибирск - страны Юго-Восточной Азии (авиа); Новосибирск - Северная Америка (авиа); Новосибирск - Северная и Западная Европа (авиа).

По оценке группы экспертов Новосибирск обладает очень высоким промышленным, производственным и финансовым потенциалом. Новосибирск единственный из всех городов Западной и Восточной Сибири имеет очень высокие предпосылки стать межрегиональным центром Западной и Восточной Сибири. Только Новосибирск имеет наивысшие шансы на превращение в транспортно-логистический узел.

В Новосибирске развернута система телекоммуникаций «Ростелеком» и «Транстелеком». Вдоль железных дорог области проложены оптико-волоконные линии, которые способны обеспечить потребности не только собственно железнодорожников, но и других организаций, предприятий, фирм, населения в целом.

Новосибирск является одним из крупнейших научных центров России, а это означает, что Новосибирск обладает мощным инновационным потенциалом, что является весьма важным аргументом для притока инвестиций и развития города как транспортно-информационного и промышленного центра. В Новосибирске действуют и развивается Сибирское отделение Российской Академии Наук, Технопарк Академгородка.

В Новосибирске созданы Всесибирские бизнес-учреждения - Сибирская ярмарка, Фондовая биржа, СМВБ и другие.

Финансовый рынок Новосибирска ориентирован на удовлетворение всего Западно-Сибирского региона, и этот фактор будет иметь ключевое значение в развитии региональной банковской системы.

Создание и развитие Новосибирского транспортного узла является важным шагом для транспортного развития региона.

Новосибирск может стать территорией, где могут быть опробированны самые новейшие транспортные технологии которые в дальнейшем должны быть применены при создании других транспортных узлов как в рамках Сибири, так и России в целом. В непосредственной близости от Новосибирска могут быть созданы региональные транспортно-логистические узлы - в Омске, Красноярске, Томске, Барнауле. При этом данные узлы будут взаимно дополнять друг друга.

 

Функционирование транспортно-логистических  узлов возможно только в единой системе России.

Наибольшая вероятность эффективного развития транспортно-логистического узла в Новосибирской области может быть только тогда, когда аналогичные узлы будут также эффективно развиваться в других крупных транспортных центрах России, так как в противном случае практически весь эффект от ускорения товародвижения по Новосибирской области будет потерян из-за отсутствия соответствующих современных терминалов и транспортно-логистических технологий в других транспортных узлах. Кроме того, организация работы транспорта по схемам «от двери до двери» и « точно в срок» возможна лишь при наличии соответствующей инфраструктуры, техники и технологии на всем протяжении маршрута.

Учитывается, что конечными (начальными) точками зарождения грузопотоков в России являются морские порты работа Новосибирского транспортно-логистического узла не может быть эффективной без развития таких узлов как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калининград, Ростов на Дону (Новороссийск), Нижний Новгород, Самара, Владивосток.

В этой связи, исходя из системного подхода к развитию системы транспортно-логистических узлов, для Новосибирского узла, крайне необходимо развитие данных узлов, реализация совместных проектов.

Новосибирск выступает как концентрирующий и распределяющий центр грузов и товаров на всю Западную Сибирь. Иными словами, грузы с прилегающих регионов концентрируются в Новосибирске, а затем укрупненными партиями отправляются в генеральном направлении: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов на Дону (Новороссийск), Екатеринбург, Нижний Новгород, Владивосток.

В этих центрах груз распределяется по прилегающим к ним регионам. Данный процесс действует также и в обратном направлении, из указанных выше транспортно-логистических узлов в Новосибирск.

Обязательным условием этой схемы является наличие современных транспортно-логистических центров, осуществляющих приемку, складирование, хранение и распределение грузов.

Таким образом, задача по развитию современных терминалов и логистических центров в выше названных транспортных узлах является важным условием развития и Новосибирского транспортно-логистического узла.

Важное значение имеет развитие транспортных связей с Нижегородским транспортно-логистическим узлом.

Нижний Новгород является транспортным узлом, где пересекаются коридоры «Север — Юг» и «Запад — Восток» (международный европейский коридор № 2 и Транссибирская железнодорожная магистраль). В зоне влияния Нижегородского транспортно-логистического узла федерального значения входят такие региональные (межрегиональные) транспортные узлы: Казанский, Волгоградский и другие.

Реализация проекта развития Нижегородского транспортно-логистического узла предполагает, что его работа как распределительного центра – перераспределение грузов с коридора «Север-Юг» на Транссиб для дальнейшей отправки в восточном направлении и в том числе в Новосибирский транспортно-логистический узел для распределения грузов по области и в соседние регионы. Для Новосибирского же транспортного узла работа с Нижегородским узлом дает возможность выхода на коридор «Север-Юг» и далее в Иран, страны Ближнего Востока.

Еще одной важной задачей для развития связей Новосибирского транспортно-логистического узла с другими аналогичными узлами России является формирование маршрутных грузовых и контейнерных поездов, связывающих данные узлы.

 

Назад

^ Наверх